Москва
Главная СМИ о нас РБК: Катэрвил: как социальный бизнес стал уникальным международным брендом

РБК: Катэрвил: как социальный бизнес стал уникальным международным брендом

Иван Невзоров (справа) на чемпионате Cybathlon

Новосибирская компания «Катэрвил» разработала и выпускает инвалидные коляски-трансформеры на гусеничном ходу. Они покоряют ступеньки и берут призы на мировых выставках

Пользователь такого механизма становится практически независимым от сторонней помощи: коляски могут спускаться по лестницам, преодолевать бордюры и обладают проходимостью полноприводного автомобиля. Основатель компании Иван Невзоров рассказал РБК+ о том, как социальный бизнес прошел путь от прототипа коляски до международного бренда.

Иван Невзоров — основатель компании «Катэрвил», выпускник механико-технологического факультета НГТУ, номинант премии РБК «Менеджер в социальной сфере». Разработкой реабилитационной техники занялся в 2011 году, первый прототип гусеничной коляски собирали в гараже вместе с будущей супругой. Спустя пару лет была зарегистрирована компания «Катэрвил». Вложения в первые модели составили 1,6 млн руб. Первый опытный образец был представлен на форуме «Новосибирск — город безграничных возможностей — 2016». На соревнованиях Cybathlon Experience в Дюссельдорфе в своей номинации коляска CaterWil завоевала победу в 2017 и 2018 годах и заняла второе место в 2019 году.

В настоящее время «Катэрвил» разработала и выпускает продукцию нескольких типов: коляски ступенькоходные, вездеходные, легкие коляски и дополнительные опции к ним, а также лестничный подъемник. Продукция «Катэрвил» поставляется как в города России и СНГ, так и в другие страны.

Лучше, чем джип

— Все опции и все коляски были разработаны по просьбам наших пользователей, — подчеркивает Иван Невзоров. — Самая лучшая и самая уникальная наша коляска — это модель с приставкой GTS: ступенькоходная. Используя ее, человек может самостоятельно спускаться и подниматься по лестницам, не прибегая к помощи других людей.

Год назад коляска «Катэрвил» участвовала в тестировании пандуса у аптеки: на крутой подъем механизм заехал, хоть и с трудом. Как говорит Невзоров, наличие в городе таких мест, только на словах приспособленных для людей с ограниченными возможностями, стало толчком для запуска полноприводной коляски: «Мы решили сделать такую машину, которая сможет преодолевать любые городские препятствия».

Тестирование полноприводной GTS проходило в условиях, приближенных к экстремальным: песок на городском пляже, грязь за микрорайоном, холмы в пригороде, мелководье озера на Юго-Западном жилмассиве.

— У нас был курьезный случай, когда коляска застряла в воде, заехав выше колес. Наш пилот решил найти грань, за которой кончаются возможности коляски, и заехал в воду слишком глубоко. Дно оказалось илистое, и коляска села. Тем не менее я считаю, что испытание прошло успешно, потому что даже полноприводный джип застрял бы в этом озере. Если сравнивать полноприводную коляску и джип, то наша коляска в некоторых моментах выигрывает. Например, ни один джип не поднимется по лестнице, тем более не заедет в подъезд или в лифт. И по этим параметрам наша коляска лучше любого вездеходного средства. И во-вторых, в некоторых местах бездорожья она может проехать лучше, чем тот же самый джип: коляска весит меньше, и у нее максимально занижен центр тяжести, — говорит Невзоров.

В роли пользователей себя испытывают и основатель, и все сотрудники компании

С сохранением привычной жизни

Коляска Caterwil может преодолевать ступени высотой до 20 см с уклоном до 40 градусов, переходить с гусеничного на колесный ход и отклоняться вперед-назад, а также в гусеничном режиме активировать гироскопическую систему, которая поддерживает горизонтальное положение кресла для обеспечения безопасности во время преодоления препятствий. Сейчас компания выпускает две полноприводные модели: полноприводная коляска-ступенькоход GTS 4WD и полноприводная коляска без ступенькохода. Первая модель предназначена для жителей многоквартирных домов, вторая — для тех, кто живет в своем доме и ездит по дорогам без твердого покрытия. Стоимость модели GTS 4WD — 600 тыс. рублей, стоимость более бюджетной модели без ступенькохода CaterWil 4WD — 350 тыс. рублей.

— На нашей полноприводной коляске можно поехать за грибами или на рыбалку, она очень устойчива, в том числе к боковому опрокидыванию. В ней можно, подняв подлокотники, смело переваливаться за борт, чтобы, например, срезать гриб или сложить улов, — комментирует разработчик.

В 2021 компания планирует приступить к разработке кресла-коляски с полным приводом и функцией вертикализации. О необходимости именно такого кресла инженер Иван Невзоров говорит и с точки зрения пользователей, и с точки зрения медицины:

— Для полноценной реабилитации должны быть широкие функции передвижения, потому что не бывает психологического восстановления в 4 стенах: человек должен иметь свободу передвижения. И в реабилитации очень важно человека вертикализировать, особенно в первые месяцы после травмы, когда есть еще шанс восстановиться. Например, после травмы шейных позвонков в результате активной реабилитации руки могут хотя бы частично восстановить свои функции. И чем раньше начать реабилитацию, тем лучше может быть эффект. Вторая важная составляющая — функциональная: часто человек в своей квартире не может дотянуться до верхнего шкафа. Кроме того, многим очень важно вести диалог на уровне глаз собеседника, а не смотреть на него снизу вверх. Я уверен, что такая коляска будет востребована — она разрабатывается по запросам наших пользователей.

Команда CATERWIL на международных соревнованиях CYBATHLON 2020

Основы и комплектующие

За годы развития в компании сложилась традиция самим тестировать все модели. В роли пользователей себя испытывают и основатель, и все сотрудники компании. Сейчас в компании трудятся 20 человек.

Инженерное образование, полученное в НГТУ, помогло Ивану заложить базу для старта проекта. Невзоров отмечает, что в работе пригодилось все знания, полученные в университете. С запуском стартапа началось формирование управленческих навыков, изучение программирования микроконтроллеров, электроники и английского. В развитии бизнес-мышления помогли видеосеминары на ютубе, позже Невзоров закончил муниципальную программу «Ты — предприниматель».

В 2017 году компания вышла на международный рынок. Сейчас среди стран, в которые поставляется продукция CaterWil, Венгрия, Индия, Китай, Япония, Саудовская Аравия. Основным способом продвижения компании стал сайт на английском языке с большим количеством контента и подробным описанием продукции, дистрибьюторская сеть и видеоролики в социальных сетях, демонстрирующие возможности ступенькоходных колясок. Компания активно участвовала в выставках, где также проходили «показательные выступления» Caterwil GTS.

Более 85% комплектующих в продукции «Катэрвил» имеют российскую локализацию. И только 15% — импортные. Двигатель для колясок изготавливается по спецзаказу в Тайване. Гусеницы раньше заказывали в Китае, но с этого года изготавливают сами. Платы — из Академгородка, программирует свой сотрудник. Эргономичные сиденья производятся в Рязани на предприятии, где делают сиденья для трамваев и автомобилей.

Испытания коляски CaterwilGTS 4WD на берегу озера у Юго-Западного жилмассива

Разговор на уровне города

Как отмечает Невзоров, чаще коляски CaterWil востребованы в небольших городах — в мегаполисах у человека больше возможностей получить доступную среду, адаптированное жилье, пандусы: «В небольших городах у человека нет иного выбора, как купить личную доступную среду».

В 2020 году компания активно сотрудничала с администрациями городов, с муниципальными социальными службами, с КЦСОНами. В небольших домах порой невозможно установить пандус или подъемник в жилых домах — мало места, нет технической возможности. И КЦСОН, чтобы решить проблему мобильности инвалидов, выходят на «Катэрвил», как на фактически единственного поставщика колясок, приспособленных для узких подъездов.

— Если мы опустим какие-то требования, например, перемещения по лестницам в жилых домах, то кроме нас есть производители, коляски которых могут заехать на бордюр. Если мы говорим о самостоятельном подъеме на 2-5 этаж «хрущевки», то здесь у нас конкурентов нет, — подчеркивает Иван Невзоров.

С Фондом социального страхования РФ компания тоже работает, но продукция «Катэрвил» пока для федеральных служб дорогая закупка. Сумма компенсации за приобретение средства реабилитации (инвалидной коляски) в различных регионах составляет от 60 до 80 тысяч рублей. На эти деньги можно приобрести только самую дешевую коляску, не умеющую преодолевать неровности и подниматься по лестницам.

Социальный бизнес — это продукт

На 2020 год у компании были грандиозные планы — компания планировала участвовать в десятке выставок на различных континентах. Рухнувшие в марте планы «Катэрвил» компенсировал продвижением на внутреннем рынке, закрыв год прибылью от продаж колясок в регионах от Владивостока до Калининграда.

По словам Ивана Невзорова, каждый год компания удваивает выручку. В 2019 выручка составила 30 млн руб., в 2020-м планируют выйти на 60 млн руб.

— Социальный бизнес, тем более медицинский, это ресурсоемкий продукт, — говорит Невзоров. — Ту прибыль, которую мы получаем, мы вкладываем в разработку новых моделей. У нас много идей, много задач в бизнесе, требующих оперативного решения. В моделях, которые мы выпускаем, постоянно совершенствуется мозг этих машин, в итоге GTS3 2016-го и 2019-го годов это совершенно разные машины. Нам, как социальному бизнесу, не сильно важна поддержка государства, мы за ней не гонимся. Гораздо важнее, чтобы государство поддерживало наших пользователей и помогало им, чтобы обеспечивало им личную доступную среду.

Источник: https://nsk.plus.rbc.ru/news/5fdb91e47a8aa9a3a169fc47

Успешно отправлено!
Скоро наш менеджер свяжется с вами для подтверждения даты и согласования времени тест-драйва.